Художник Сергей Боголюбов. Разговор об искусстве

Художник Сергей Боголюбов. Разговор об искусстве

Филипп Михайлов

Художник Сергей Боголюбов. Разговор об искусствеРубрика «Арт-инвест» продолжает знакомить наших читателей с художниками и их взглядами на искусство. Сегодня в гостях у «Сарафана» художник Сергей Боголюбов…

— Сергей, 4 мая в Еврейском культурном центре открылась ваша выставка. Что вы хотите сказать нового в искусстве? Ведь ХХ век — век больших экспериментов, казалось бы не оставил места современным художникам…

— Безусловно, вопрос не праздный. В период постмодернизма, периода «разброда и шатания» обывателя, который не ходит на выставки современного искусства, понять легко... Еще и потому, что большинство художников, относящих себя к современным, вообще не понимают в какой области современного искусства они работают. А зачастую не понимают и что делают. Поэтому однозначно говорить об этом надо, говорить простым языком, для привлечения любопытного взора обывателя.

Еще в 80-х годах ХХ века во Франции вышло издание «Художественные направления современного искусства». Так вот там было указано 110 направлений. Может ли современный художник знать такое количество направлений, а обыватель разобраться в этой чехарде? Нет! Поэтому обывателю и не интересно, поэтому он и не ходит на выставки. И деньги ему логичнее и проще вложить, к примеру, в антиквариат. Поэтому давайте попробуем напомнить основные вехи развития современного искусства, между которыми как между указателями и будет блуждать наш обыватель, но уже со знанием дела относить то или иное современное произведение к направлению, а значит, и сможет поддержать разговор об искусстве.

Итак, в 2004-м году в Лондоне — столице мирового искусства — определяли ТОП-5 произведений художников, оказавших наибольшее влияние на развитие мирового искусства: Марсель Дюшан «Фонтан», Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», Энди Уорхалл «Диптих Мэрилин», снова Пикассо… Не согласен с англичанами, что в ТОП-5 не вошел «Черный квадрат» Казимира Малевича...

Так кто же такой этот Марсель Дюшан? Когда у нас в 1917 году происходила революция, в Нью-Йорке на выставку один молодой француз притащил приобретенный в магазине писсуар, и перевернув его на 90 градусов, назвал свое произведение «Фонтан». Произведение не приняли.

Марсель относился к дадаистам. Дадаизм — течение в искусстве, существовавшее с 1916 по 1922 годы, которое имело целью уничтожение эстетики в искусстве. Уничтожали они эстетику жестоко: еще одна работа Дюшана представляет собой Мону Лизу, на которой он пририсовал усы и бородку, а поставленная внизу аббревиатура из пяти букв, при быстром прочтении означала: «У меня горячая задница». «Дада» в переводе с французского обозначает игрушечную деревянную лошадку и детский лепет... И вот тут не спешите соглашаться с традиционалистами в искусстве, приверженцами академической, реалистической живописи, ненавидящими даду по сегодняшний день. Течение дада возникло как реакция на последствия Первой мировой войны, ужасов и смертей, разрушений и людских мучений.

Еще одно произведение начала ХХ-го века, которое так ненавидят традиционалисты —  «Черный квадрат» К.Малевича. Впервые демонстрировался в 1915 году в России. До сегодняшнего дня «с пеной у рта» приверженцы академических направлений доказывают, что это «шаг к гибели искусства», что его «надо выкинуть на помойку». Малевич объявил всему миру, что искусство не ограничивается только изображением узнаваемого, а имеет еще и философскую сторону. Так появился супрематизм Малевича и абстракционизм Кандинского.

Вот тут, видимо, важно не мешать понятия и уметь видеть разницу в этих столпах развития мирового искусства — «Писсуар» М. Дюшана и «Черный квадрат» К. Малевича...

А что же Пикассо? Безусловно, Пикассо — великий новатор в развитии искусства ХХ века, но что касается философии в искусстве, Малевич пошел дальше, поэтому англичане круто «прокололись», не поставив в ТОП-5 нашего Малевича, а поставив две работы Пикассо...

— Куда же идет вектор развития современного искусства? Какие тенденции сохранились, и что сейчас является наиболее актуальным?

— В XX в. наряду с желанием всемерно расширить круг явлений, попадающих в поле зрения художника, родилось стремление сделать искусство интуитивно постигаемых идей. Это вызвало появление абстрактного искусства.

Абстракции бывают ассоциативные, а могут быть не ассоциативные. В этом направлении «купается» масса художников, прежде всего, пытаясь нащупать эстетику цветовых отношений в композиции, ритма цвета, его выразительности во взаимодействии. Формула создания уникальных абстракций, от которых зритель, сам не понимая почему, не может оторвать взор, еще не создана, именно в этом заключается актуальность данного направления, хотя уже сегодня, однозначно, современным направлением это назвать трудно. Первым абстракциям уже исполнилось 100 лет, впрочем, пресловутое четвертое измерение некоторые ищут в абстрагировании, и это даже дает право считать направление актуальным.

Все, конечно, знают, кто такой Сальвадор Дали. Течение «сюрреализм» образовалось к концу 20-х годов во Франции. Сюрреалисты были приверженцами крайних левых идеологий, как и дадаисты были иррационалистами. Сюрреализм — это сон и реальность в одном. Революцию в искусстве они предлагали начинать со своего сознания. Нередко для освобождения разума, чтобы достичь глубин своего подсознания, сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков и голода. Хаотичность образов периодически уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась обдуманным методом высказывания идей, стремившихся разорвать обыденные представления…

Поп-арт — направление в авангардистском искусстве 1950-1960 гг., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры («Диптих Мэрилин» Энди Уорхалла, «Мона Лиза» Дюшана). В поп-арте часто имитируется композиционные приемы и живописная техника рекламных щитов, поэтому ему присущи и свободное цитирование, и декларативность, и декоративность. Одним из поводов возникновения поп-арта был переизбыток товарной рекламы в Соединенных Штатах, когда люди уже переставали обращать на нее внимание, художники делали «насмешки» по этому поводу...

Особое место в модернизме занимает концептуализм. Очень модное слово сегодня, часто употребляемое без правильного его понимания. В 1965 году, когда западная наука пришла к выводу, что искусство и философия себя исчерпали, появляются концептуалисты. В группу входили люди с университетским образованием, руководил ими художник Кошут (в Нью-Йоркском музее находится его знаковая работа «Один и три стула»). Они начали заниматься интеллектуальной интерпретацией объекта. Объектом могли быть предмет, фраза, коммуникация. По сути, концептуальное произведение — это некая интеллектуальная агрессия на зрителя. Произведение считается законченным, если у зрителя возникает вопрос «почему?», после чего он сам (желательно легко!) находит на него ответ. Для этого концептуалисты создавали «смысловую раму» объекту, не всегда его изображая.

Работа «Купальщица». Почему? Смысловая рама: она пришла, разделась и ушла в море. Получается, что она (купальщица) есть, только зритель должен создать ее в своем воображении такой, какой он ее хочет видеть. Купальщица в привычном понимании зрителя — это обнаженка, ню. Здесь «изображена» купальщица концептуально, потому что концепт — это «сообщение» зрителю о том, что она есть.

Художник Сергей Боголюбов. Разговор об искусстве

комментариев - 0 просмотров - 1586

НАША РЕКЛАМА

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Погода

Опрос

В передаче «Сарафан. Яркие дети» какие направления, которые мы будем освещать, наиболее интересны для вас?
опыты на кухне "Маленький гурман"
kids fashion
экобренды — формула здоровья
развлечения
студии, центры, обучение
здоровье
права и обязанности
путешествия
за кулисами

ИНТЕРЕСНОЕ

Кому есть смысл изучить вопрос РРО:

 1) тем, что уже активно их применяет: а это юридические лица (руководители и сотрудники) и предприниматели, реализующие товары, услуги за наличные или при расчетах клиентов карточками, не относящиеся к "льготчикам";

2) предпринимателям-"единщикам" 2-4 групп, которые вскоре все потеряют право неприменения РРО;

3) сотрудникам интернет-магазинов, которые потеряют такое право еще раньше, чем все "единщики";

4) всем, кто реализует что-либо за наличные или принимает к оплате карточки, даже если Вы все еще в списках "льготчиков" - чтобы убедиться, что Ваш вид деятельности не выйдет из "льготного" поля, а если выйдет, то когда именно;

5) покупателям, которые хотят знать свои права (ведь закон о РРО защищает права покупателя: только если Ваша покупка зафиксирована должным образом, Вы можете вернуть некачественный товар, или доказать его непоступление и т.п.).

 

Мы сделали это! Наш первый он-лайн курс! Внутри подарок!

09.07.2019 года на нашем сайте размещены актуальные консультации на темы:

- налоговое обязательство по декларации об имущественном состоянии и доходах;

-  налогообложение сельскохозяйственной продукции;

- «налоговый» отпуск единщиков 1 и 2 группы без наемных работников;

- статус предприятия уполномоченного (одобренного) эксперта;

- денежная форма расчета плательщиков ЕН 1, 2, 3 групп;

- внедрение системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового.

 

Доступно о бизнесе, новости налоговые и хозяйственной деятельности

04.07.2019 года на нашем сайте размещены актуальные консультации на темы:

- налогообложение безвозвратной финансовой помощи;

-  акцизный налог на электроэнергию;

- штрафы за неучтенный товар;

- размер прожиточного минимума с 01.07.2019;

- налогообложение посылок;

- уведомления-решения на оплату налогового обязательства по декларации по налогу на недвижимое имущество.

 

Просто о бизнесе

Архив Новостей

Февраль 2020 (1)
Июль 2019 (2)
Июнь 2019 (2)
Май 2019 (2)
Апрель 2019 (1)
Март 2019 (3)