«Художники — это люди без «башни»

«Художники — это люди без «башни»

Лариса Кузора

Наталья Мариненко: «Художники — это люди без «башни»

Галерея «Подвал» на Александровском проспекте — один из центров творческой жизни Одессы: здесь расположена мастерская известной художницы Натальи Мариненко. Гостей встречают неожиданные персонажи: герои сказок, индуистские божества, соблазнительные женщины, бюст Гоголя… Все они выполнены в керамике, в очень необычной манере, которую не спутаешь ни с какой другой. Керамике, скульптуре Наталья посвятила более 15 лет. Ее работы находятся в частных коллекциях не только Украины, но и России, Польши, Германии, Англии. В один из ноябрьских дней с художницей и ее произведениями познакомился и «Сарафан».

«Мечтала стать модельером»

— Наташа, керамист, скульптор — редкое для Одессы занятие. Как тебя «занесло» в этот вид искусства?

— Моя мама была манекенщицей, поэтому в детстве я мечтала стать модельером. Я любила рисовать, родителям это нравилось, и мама отвела меня в художественную школу. А еще у семьи было много друзей-художников, они всячески поощряли мое увлечение — дарили краски и бумагу. Шить я так и не научилась, зато поступила на отделение декоративно-прикладного искусства в Грековку.

— Расскажи о своих студенческих работах.

— В 90-е годы в Грековке был упадок: за годы обучения мы обжигали изделия всего несколько раз. Гончарное мастерство не преподавали, обучали в основном украинским росписям и орнаментам, а мне хотелось чего-то большего. Перелом случился, когда я поехала на практику на завод сантехники в Славуту. Я была там единственной «практиканткой-художницей». Туда никого не брали на практику — я попала туда по блату за мешок картошки! На заводе мне многое позволялось, например, работать в ночные смены, обжигать когда вздумается — хоть каждый день. В Славуте я разработала технологию росписи сантехники. Невозможно было пройти мимо стройных рядов белоснежных умывальников, унитазов и писсуаров! Хотелось что-то изменить, разрисовать их. Эти работы потом разместили на рекламных баннерах. Один мой расписной унитаз, сделанный в то время, стоит в одесском кафе «Базилик» на Гаванной.

На заводе в Славуте я создала свою первую работу, которую очень люблю и считаю одной из лучших. Она называется «Старость на пороге». Это фигура женщины в средневековой одежде, ее руки сложены на груди, она будто бы спрашивает: «Зачем? За что»? И сама же отвечает…

Через год был диплом «День и ночь»: два фарфоровых женских бюста с металлическими шестеренками в головах. Эта работа была на выставке, приуроченной к открытию Центра современного искусства Сороса в Одессе. После диплома я продолжала ездить на завод в Славуту еще лет десять, пока его не выкупили финские капиталисты. Там была сосредоточена вся моя жизнь, все самое интересное происходило там.

«Художники — это люди без «башни»«Художники — это люди без «башни»«Художники — это люди без «башни»«Художники — это люди без «башни»
Независимый художник

— В 90-х зарабатывать на жизнь творчеством было, наверное, невозможно?

— Сразу после училища я пошла трудиться на благо родины, и до сих пор работаю реставратором фарфора и керамики в реставрационном центре. Это позволяет мне не зависеть от продаж работ. К тому же, тонкая щепетильная работа реставратора дисциплинирует и держит меня в рамках: художники — это ведь люди без башни (смеется).

— А делаешь работы на заказ?

— Я не очень люблю работать с заказчиками: плясать под чью-то дудку не в моем характере. Сейчас я уже завоевала место под солнцем: у меня есть мастерская, я участвую в выставках, продаю работы, дети и взрослые ходят ко мне на индивидуальные занятия. Пока я не хочу ничего менять.

— Когда у тебя появилось желание работать с детьми?

— Несколько лет назад, когда открывался Еврейский культурный центр, меня пригласили вести уроки керамики. Я работала недолго, но получила ценный опыт: мне понравилось преподавать. То, что я делаю, — не совсем работа педагога: дети, скорее, приходят в «мастерскую художника», рассматривают, вдохновляются, фантазируют, а я им помогаю реализовать их бурную фантазию. В результате получаются детские шедевры. Я очень горжусь своими учениками.

Некоторые детские работы мы с родителями ребят планируем выставить на благотворительный аукцион. На вырученные деньги купим материалы и проведем творческие занятия с больными детками. Возиться с глиной в детской больнице не разрешают, но можно организовать уроки живописи.

«Художники — это люди без «башни»

От глины до сена

— Ты пробовала себя не только в керамике…

— Да, еще я работала в театре. В 2005 году мне предложили оформить спектакль «Украинский Декамерон», который в Одессе ставил Владислав Троицкий, — художественный руководитель киевского театра «Дах». Я придумала декорации — металлические конструкции, обмотанные флуоресцентной лентой, кресты и могилы. Одним словом, пир во время чумы! Троицкому понравилось, и он пригласил меня в Киев. Около трех лет я работала в «Дахе»: создавала арт-объекты к перформансам, маски из папье-маше. Для фестиваля современного искусства Гогольfest делала скульптуры из искусственных волос: статую Давида, копию мраморной работы Микеланджело, и статую Венеры. Это были мягкие воздушные объекты по два метра в высоту, белые, похожие на облака. В Венгрии, где гастролировал «Дах», пришлось работать с сеном — для одного из спектаклей на заброшенной военной базе я плела скульптуры из сена. Но керамика мне все-таки ближе.

— Любишь экспериментировать?

— Ради определенного результата я могу переступить через запреты, сделать что-то не соответствующее технологии. Например, могу оторвать голову, если мне не хватает места в печке, обжечь ее отдельно, а потом приклеить. Или могу включать в работы некерамические детали. У меня есть скульптура самурая, в руке у которого обыкновенная кисточка.

При создании голубей и некоторых других изделий я использую японскую технику обжига «раку». Вынутое из печки и раскаленное до 1000 градусов изделие кидается в опилки и плотно накрывается крышкой. Образуется дым, огонь без кислорода затухает, и металлы, содержащиеся в глазурях, восстанавливаются. Получается необычный неравномерный цвет с металлическим оттенком. В Киеве я жила на природе и часто практиковала такой обжиг. В центре города этим заниматься сложно, поскольку дыма очень много. Но иногда в выходные дни, по ночам, когда бдительность людей засыпает, я позволяю себе «подымить» (смеется).

— Помимо скульптур и бюстов на стенах твоей мастерской висят «керамические картины»…

— Это пласты. На плоских глиняных пластах я «процарапываю» изображения, а затем расписываю их глазурями. У меня есть серия — девушки «ню». Я перевела в керамику художественные фотографии из американского эротического журнала 70-х годов.

— А какие-то утилитарные вещи создаешь?

— Гончарством я никогда не занималась, к сожалению. Но делаю, к примеру, вазоны, кальяны, курительные трубки.

«Художники — это люди без «башни»

Галерея одесских личностей

— Наташа, когда одесситы смогут увидеть экспозицию твоих работ?

— Я планирую организовать персональную выставку ближе к весне. Сейчас плотно работаю над двумя проектами: «Сладенькие» и «Старухи». Первый — галерея портретов одесских художников и музыкантов. Уже готовы бюсты Сергея Бакуменко и Александра Ройтбурда. А «Старухи» — это скульптуры, созданные по мотивам русских и украинских сказок, переосмысления этих историй.

— Что, кроме сказок, вдохновляет тебя на создание работ?

— Поездки. Вернувшись домой после путешествия в Таиланд, я собиралась слепить тысячу Будд по аналогии с тысячью бумажных японских журавликов. Остановилась пока на восьми. Одного Будду я отвезла на его историческую родину, правда, он немножко «промахнулся» и попал на Гоа (смеется). После путешествия по Индии я создала несколько Ганеш и Кали — это индуистские божества. Вдохновляют и мои ученики: мы садимся лепить вместе, я настраиваюсь на их волну, они — на мою. Получается синтез, для меня это что-то новенькое. Так происходит и с малышами, и с некоторыми взрослыми учениками. Старших я в шутку называю «Золотые руки Украины», детскую группу — «Детский лепИт».

Вообще рассказать о том, как создается работа, что вдохновляет, — невозможно. Это все импульсы, состояние транса, когда появляется идея и желание творить.

комментариев - 0 просмотров - 2545

НАША РЕКЛАМА

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Погода

Опрос

В передаче «Сарафан. Яркие дети» какие направления, которые мы будем освещать, наиболее интересны для вас?
опыты на кухне "Маленький гурман"
kids fashion
экобренды — формула здоровья
развлечения
студии, центры, обучение
здоровье
права и обязанности
путешествия
за кулисами

ИНТЕРЕСНОЕ

09.07.2019 года на нашем сайте размещены актуальные консультации на темы:

- налоговое обязательство по декларации об имущественном состоянии и доходах;

-  налогообложение сельскохозяйственной продукции;

- «налоговый» отпуск единщиков 1 и 2 группы без наемных работников;

- статус предприятия уполномоченного (одобренного) эксперта;

- денежная форма расчета плательщиков ЕН 1, 2, 3 групп;

- внедрение системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового.

 

Доступно о бизнесе, новости налоговые и хозяйственной деятельности

04.07.2019 года на нашем сайте размещены актуальные консультации на темы:

- налогообложение безвозвратной финансовой помощи;

-  акцизный налог на электроэнергию;

- штрафы за неучтенный товар;

- размер прожиточного минимума с 01.07.2019;

- налогообложение посылок;

- уведомления-решения на оплату налогового обязательства по декларации по налогу на недвижимое имущество.

 

Просто о бизнесе

21.06.2019 года на нашем сайте размещены консультации на темы налоговых вопросов и  хозяйственной деятельности:

- проверка данных электронного чека через сайт ГФС;

-  изготовление , хранение, сбыт, транспортировка подакцизных товаров без лицензии;

- исправляем ошибки поданной годовой декларации по налогу на прибыль предприятия;

- справка о доходах ФЛП через «Электронный кабинет»;

- последняя дата оплаты налога на доходы физических лиц согласно поданной декларации;

- применение налоговой скидки.

 

Хозяйственные вопросы актуально и просто

Архив Новостей

Июль 2019 (2)
Июнь 2019 (2)
Май 2019 (2)
Апрель 2019 (1)
Март 2019 (3)
Февраль 2019 (2)